МОУ Саметская основная
общеобразовательная школа
Костромского муниципального района
Организация каникулярного отдыха,
оздоровления и занятости детей и подростков.
 
ЦЕЛЬ: развитие системы детского отдыха, оздоровления и занятости, создание условий для развития личности ребенка, его самосовершенствования в каникулярный период.
 
ЗАДАЧИ:
1)    совершенствование форм и содержания отдыха, оздоровления и
занятости детей и подростков;
2)    предупреждение детского и подросткового травматизма;
3)    профилактика детской и подростковой  безнадзорности,
правонарушений в летний период;
4)    развитие массовых форм детского туризма, экскурсионной работы;
5)    укрепление и развитие форм взаимодействия школы и колхоза “12
Октябрь" в организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей
и подростков.
 
Решением проблемы организации каникулярного отдыха учащихся педколлектив школы занялся в 1997 году.
 
Основные направления и формы реализации программы.
 
1) ЛТО.
В опыте нашей школы большое значение в трудовом воспитании имеет организация летнего труда и отдыха, разными формами которого охватываются все учащиеся.
Практическая сторона решения задачи трудовой подготовки учащихся заключается в организации лагеря труда и отдыха, в котором осуществляется разумное чередование труда и активного отдыха, регулируемых режимом.
Первоочередными задачами ЛТО считаем следующее:
·    воспитание готовности к коллективному труду, к добросовестному и
дисциплинированному выполнению трудовых поручений;
·    формирование  трудовых умений и навыков, умение планировать
трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время;
·    подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;
·    формирование представлений о жизни и работе трудового
коллектива колхоза;
·    оказание помощи колхозу.
В ЛТО зачисляются учащиеся 5-8 классов, прошедшие медицинскую комиссию. В среднем 30 человек. В соответствии с договором, заключенным между колхозом "12 Октябрь" и школой, учащиеся работают на прополке кормовой свеклы. За свой труд они получают зарплату. Ребята трудятся с желанием и оказывают колхозу существенную помощь. Трудовой лагерь Саметской основной школы работает на протяжении многих лет.
 
2) Пришкольный оздоровительный лагерь.
Каждое лето, при Саметской основной школе открывает для детей двери летний оздоровительный лагерь. В наше время, когда закрыты многие загородные лагеря, когда родители многих учеников перестали уделять своим детям должное внимание (особенно в летнее время), когда подростков захлестнула волна  наркомании  и токсикомании, школа осталась единственным местом, где организуется досуг детей.
Летний оздоровительный лагерь реализует следующие задачи:
1)    организация досуга детей;
2)    оздоровление детей;
3)    профилактика правонарушений.
Финансирование летнего оздоровительного осуществляется из следующих источников:
1)    соцстрах
2)    родительская плата
 
Организация досуга учеников и воспитательная работа в летнем оздоровительном лагере проводится по следующим направлениям:
а) оздоровительная и спортивно-массовая работа.
Это: ежедневная утренняя  зарядка, всевозможные подвижные игры на свежем воздухе и в зале. Так, в летнем лагере 2006 года проводилась Олимпийская неделя. Лучшие спортсмены пронесли Олимпийский огонь. Дети с большим удовольствием участвовали в сказочных эстафетах ("Конек-горбунок", "Канатоходец Тибул", "Полет  барона Мюнхгаузена"), в гинессшоу, в шуточной олимпиаде. На закрытии Олимпийских игр была названа лучшая команда, победители игр награждены призами.
Оздоровительная работа - это не только развитие силы, ловкости, выносливости детей, но и здоровое, разнообразное питание, витаминизация. Ежедневно наши школьники получали фрукты и овощи, витамины в драже, соки, напитки. Большую помощь оказывает ежегодно школе колхоз "12 Октябрь". Овощи, мясо, молоко - все это в оздоровительный лагерь поставляет наш колхоз.
б) Трудовая деятельность.
Трудовая деятельность в оздоровительном лагере занимает должное место. Во время работы летнего лагеря школьники проходят трудовую практику на пришкольном участке (ухаживают за посевами, проводят опыт). Учащиеся 5-8 классов работают в ЛТО. Наши ученики выращивают кормовую свеклу. Кроме этой работы все ученики, приходящие в оздоровительный лагерь, занимаются благоустройством села: следят за чистотой и порядком у памятника воинам-односельчанам, у бюста П.А. Малининой, на месте ее захоронения, занимаются благоустройством территории микрорайона школы, оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда.
в) Профилактика и предупреждение правонарушений.
Уже то, что дети в течении целого месяца охвачены воспитательной и оздоровительной работой, находятся под присмотром учителей и воспитателей, ограждает наших школьников от бесцельного времяпровождения, от опасных компаний, от дурного влияния. Кроме этого проводится в летнем лагере и профилактическая работа. Это встречи с медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов, ГИБДД; это беседы, разговоры на темы: "О дурмане", "О вредных привычках", "Что такое токсикомания", "Разговор о кайфе и плене" и др; это рисование и озвучивание плакатов ("Курить и пить - не взрослым быть", "Токсикоманить и наркоманить - жизнь в кошмары превратить!").
г) Краеведческая работа и эстетическое воспитание.
Наша школа расположена в с. Саметь, богатом своей историей, своими людьми. Достойны внимания и изучения достопримечательности г. Костромы. Летние каникулы очень благоприятное время для этих целей. Поэтому ежегодно во время работы летнего оздоровительного лагеря наши дети совершают экскурсии в Ипатьевский монастырь, поездки на теплоходе по Волге, поездки в драмтеатр им. Островского, в кукольный театр и в цирк. Занимаемся мы и краеведческой работой: собираем материал для школьного музея, встречаемся с ветеранами войны и труда, ухаживаем за памятниками в микрорайоне села.
д) Культурно-массовая работа.
Это самое любимое детьми направление в работе оздоровительного лагеря. Это тематические вечера, выступление агитбригады перед колхозниками колхоза "12 Октябрь", это еженедельные дискотеки, музыкальные викторины, конкурсы песен и стихов, "А ну-ка, девочки!", "А ну-ка, мальчики!" и др.
Это основные  направления в работе оздоровительного летнего лагеря. Формы организации жизни детей в этом лагере каждый год бывают разные. Так, в 2006 году ученики нашей школы отправились в путешествие по стране Моргании (что в переводе - гармония), в 2005 году наш лагерь был представлен двумя  городами: Цветочным и Солнечным, а жители этих городов - не просто девочки и мальчики, а коротышки (по книге Н. Носова). У каждого коротышки было свое имя (Незнайка, Винтик, Кнопочка и т.д.). Жили малышки на улицах (ул. Колокольчиков, ул. Гвоздичек, ул. Ромашек). Все это делает жизнь детей в оздоровительном лагере интересной, увлекательной, незабываемой. Неслучайно ежегодно к нам в лагерь приходит 90% учащихся 1-7 классов.
Дети старшего возраста оберегают младших, опекают их, помогают им, заботятся о них.
Такие атрибуты лагерной жизни, как поднятие флага, построение на линейку, речевки, отрядные песни, оформление отрядного уголка и т.д. ничуть не устарели и детьми воспринимаются хорошо.
 
3) Экопроект "Маленький принц"
ПЛАН РАБОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ.
1."Открытие" планеты.
2.Чтение (прослушивание) сказки А. Экзюпери "Маленький принц".
3.Красная книга "планеты" - экскурсия.
4.Операция "Чистое утро". (ежедневно)
5.Викторина "Зеленый друг"
6.Загадки о лете.
7.Дискотека.(каждую пятницу)
8.Конкурс "Именная книга".
9."Коллекция увиденных животных" - экскурсия в зоопарк.
10.Экологическая фирма "Зеленый дом" - озеленение школы.
11.Почемучкина поляна-беседа.
12.Борьба с баобабами. (ежедневно)
13.Игры на свежем воздухе. (ежедневно)
14.Эти забавные животные.(2 игры)
15.Оригами.Цветочный шар-сборка эмблемы нашей планеты.
16.Конкурс рисунков "Портрет Маленького принца".
17.Выставка рисунков "Цвети, Земля".
18.Конкурс чтецов "Родная Земля".
19.Эстафета "Веселые старты" (3 игры)
20."Игротека"
21.Игра "Крестики-нолики"
22.День рождения планеты - закрытие лагеря.
 
Основная идея. Наша страна вступила в новый этап своего развития, и сейчас, как никогда, обострилась проблема воспитания у подросткового поколения чувства хозяина своей Родины, своего будущего. Это значит, что сегодняшнему ребенку должно быть не все равно, что творится вокруг него каждый день и каждый час. Он должен научиться критически оценивать все происходящее, насколько оно приемлимо для дальнейшей жизни на земле, должен развивать в себе чувство сравнения с позиций того, что было и что будет, понимать, что все находящееся вокруг принадлежит ему и относиться к этому по-хозяйски.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Уверена, что любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого  раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В.А. Сухомлинского: «к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой  весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Именно поэтому и появилась идея методической разработки экопроекта "Маленький принц".
Проект "Маленький  принц" представляет собой сюжетно-ролевую игру школьников младшего и среднего звена продолжительностью в 21 день летних каникул.
Сюжет проекта основан на произведении Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Так же, как герой известной сказки являлся заботливым хозяином своего астероида Б 612, участники проекта попытаются стать хозяевами своей "планеты". В качестве "планеты" выступает выбранный детьми участок природной и социальной среды ближайшего окружения. Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач.
Главная цель - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
"Детская" цель - "открыть" свою "планету" и стать ее заботливыми хозяевами.
Задачи:
1.Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными.
2.Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
3.Воспитание у них любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения школьников с окружающей средой.
4.Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности.
5.Воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.
6.Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
елка
трое
В квтобусе
Hosted by uCoz